САМООБМАН_МОРАЛЬ САМООТРЕЧЕНИЯ
Человек веры, «верующий» — во что бы он ни
веровал,— это непременно зависимый человек, он не полагает себя как цель,
вообще не/полагает себе цели так, чтобы опираться на самого себя./«Верующий» не
принадлежит сам себе, он может быть лишь средством, его пускают в дело, ему
самому нужен кто-то, кто пожрет его. Он инстинктивно превыше всего ставит
мораль самоотречения — к тому подводит его все: благоразумие, опыт, тщеславие. Любая
вера выражает самоотречение, самоотчуждение...
Если поразмыслить над тем, что
подавляющему большинству людей крайне необходим регулирующий принцип, который
вязал бы их извне, что принуждение, рабство в более высоком смысле слова — это
первое и единственное условие процветания слабовольных людей, особенно женщин,
начинаешь понимать смысл убеждений, «веры». Убеждения — внутренний стержень. Не
замечать многого, ни в чем не быть независимым, во всем односторонность, жесткое
и предопределенное извне видение любых ценностей — иначе такому человеку не
выжить.
... Вот что я называю ложью: не желать видеть то, что
видишь, и так, как видишь; вовсе не существенно, лжешь ты при свидетелях или
наедине с собою. Лгать самому себе — самое обыкновенное дело; если ты лжешь
другим, это уже (относительно) исключение... А надо сказать, что нежелание
видеть то, что видишь, и таким, как видишь,— почти что главное условие для
человека партии, в каком бы то ни было смысле; он непременно становится лжецом...
Комментарии
Отправить комментарий