ДЕСТРУКТИВНЫЕ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРЕВОГИ В РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТАХ
Ролло Мэй

Безудержная деятельность, как известно, обычно не бывает
подлинно творческой или требующей полного проявления способностей. Не
направлена она и на решение проблемы, которая вызывает напряжение. Вопрос
состоит в том, позволяет ли такая активность ослабить напряжение без разрешения лежащего под ним конфликта.
Если это так, то конфликт остается, и к данной деятельности приходится
прибегать достаточно часто. В таком случае мы имеем начало невроза навязчивых
состояний. Я, конечно же, упрощаю: моя цель – только показать различие между
конструктивными и деструктивными способами снижения тревоги.
Ригидность мышления – другая пограничная характеристика.
Как видно на примере религиозного или научного догматизма, ригидность помогает
предстать перед опасностью во всеоружии. Кьеркегор рассказывает о профессоре,
который мог блистательно доказать теорему, используя только буквы А В С, но никак не D E F. Вместо возможности открытия
новых истин ригидное мышление обеспечивает временную безопасность, тягу к
преследованию новых учений и недоразвитие способности адаптироваться к новым
ситуациям. Тогда человек остается прикованным к своей скале, в то время как
эволюция проходит мимо. Кьеркегор добавляет, что снять с себя полную
ответственность за собственные конфликты помогает вера в рок и необходимость,
так же как и суеверие. Тогда человек может перехитрить тревогу, правда, ценой
потери креативности. Когда ценности, которые необходимо оберегать, оказываются
особенно беззащитными перед лицом угрозы (в основном вследствие их собственной
внутренней противоречивости) и человек не очень хорошо адаптируется к новым
ситуациям, ригидность мышления и поведения также может принять форму невроза
навязчивых состояний.
Комментарии
Отправить комментарий