СВЯТАЯ ТРОИЦА "Достаточно изложить это учение, чтобы показать всю его нелепость". Поль Анри Гольбах
Поль Анри Гольбах
А впрочем, верно ли, что
христианство допускает только единого бога, бога Моисея? Разве христиане не
поклоняются под именем святой троицы тройному божеству? Всевышний прежде всех
веков рождает сына, единородного ему; от обоих этих богов исходит третий,
равный им; эти три бога, равные между собой по божественности, совершенству,
могуществу, составляют тем не менее только одного бога. Достаточно изложить это
учение, чтобы показать всю его нелепость. Итак божество соблаговолило
просветить род человеческий своим откровением только затем, чтобы открыть ему
подобные мистерии? Найдем ли мы у самых диких, самых невежественных народов
более чудовищные взгляды, более противные разуму?
Догмат троичности божества явно заимствован из фантазий Платона «ли, возможно, из тех аллегорий, под которыми этот философ-романтик старался скрыть свое учение. Как видно, ему христианство обязано большинством своих догматов. Платон допускал три ипостаси, или вида существования, божества. Первая, это — всевышний бог, вторая — Логос, слово, божественный разум, порожденный первым богом, и третья — дух, или души мира. По-видимому, первые учители христианства были платониками; надо думать, что в своем энтузиазме они находили у Платона учение, сходное со своей религией. Будь они благодарны, они должны пыли бы объявить Платона пророком или отцом церкви. Иезуиты-миссионеры нашли в Тибете местное божество, почти подобное христианскому. У этих татар бог называется Кон-сио-сик (бог единый) и Кон-сио-сум (бог троякий). Перебирая свои четки, они произносят: ом, ха, хум, то есть: ум, рука, могущество, или: слово, сердце, любовь. Эти три слова образуют одно из имен божества. См. Lettres edifdantes, torn. 15. Древние всегда почитали Число три; это видно из того, что в восточных языках слово салом, означающее три, вместе с тем означает также спасение. (Гольбах смешал «салом» С «шалош».
Догмат троичности божества явно заимствован из фантазий Платона «ли, возможно, из тех аллегорий, под которыми этот философ-романтик старался скрыть свое учение. Как видно, ему христианство обязано большинством своих догматов. Платон допускал три ипостаси, или вида существования, божества. Первая, это — всевышний бог, вторая — Логос, слово, божественный разум, порожденный первым богом, и третья — дух, или души мира. По-видимому, первые учители христианства были платониками; надо думать, что в своем энтузиазме они находили у Платона учение, сходное со своей религией. Будь они благодарны, они должны пыли бы объявить Платона пророком или отцом церкви. Иезуиты-миссионеры нашли в Тибете местное божество, почти подобное христианскому. У этих татар бог называется Кон-сио-сик (бог единый) и Кон-сио-сум (бог троякий). Перебирая свои четки, они произносят: ом, ха, хум, то есть: ум, рука, могущество, или: слово, сердце, любовь. Эти три слова образуют одно из имен божества. См. Lettres edifdantes, torn. 15. Древние всегда почитали Число три; это видно из того, что в восточных языках слово салом, означающее три, вместе с тем означает также спасение. (Гольбах смешал «салом» С «шалош».
Надо заметить, что книги Моисея
не содержат ничего, могущего дать повод к этому столь нелепому учению; только с
великими натяжками находят в библии догмат троицы. Что касается евреев, то они
были довольны тем единым богом, которого им дал Моисей, и никогда не собирались
утраивать его.
Второй из этих богов, или —
говоря языком христиан — второе лицо троицы, принял человеческий образ,
воплотился в чреве девы. Отказавшись от своей божественной природы, ом принял
на себя все немощи человека и даже претерпел позорную смерть, чтобы искупить
грехи мира. Это христианская религия называет тайной воплощения. Кто же не видит, что эти абсурдные представления
заимствованы у египтян, индусов и греков, которые в своей детской мифологии
принимали богов в образе человека, считали их подверженными человеческим
слабостям! По-видимому, у египтян боги впервые принимают телесный образ. Бог
китайцев Φо рожден от девы, оплодотворенной солнечным
лучом, в Индии все верят в воплощение бога Вишну. Как видно, богословы всех наций, отчаявшись
в возможности подняться до бога, заставили его снизойти к ним.
Итак, христианская религия
велит нам верить, что бог без ущерба для своей божественной природы стал
человеком, страдал, умер, принес себя в жертву самому себе и не мог отказаться
от столь несуразного поведения для умилостивления своего же гнева.
Христианское
откровение словно преследует единственную цель — сгустить тот туман, который
скрывает от взоров людей природу божества. Бог, говорят нам, нарочно сделал
себя смешным, чтобы привести в замешательство любопытных; но в то же время нас
уверяют, что он желал просветить тех же людей особой благодатью. Хорошо же
откровение, которое не только ничему не научает, а, напротив, затемняет самые
ясные понятия! Христиане просвещены самим богом, но тем не менее имеют о нем
лишь противоречивые и несовместимые представления, которые делают его бытие
сомнительным и даже невозможным в глазах каждого человека, обращающегося к
своему разуму. Мы больше всего познаем бога тогда, когда узнаем, что не
знаем его.
Как
может единый бог стать троичным, не нарушая своего единства? Раз одновременное
существование противоположностей в одном предмете невозможно, то бытие
еврейско-христианского бога, разумеется, невозможно. Отсюда неизбежный вывод,
что те атрибуты божества, которыми учители христианской веры украсили или,
лучше сказать, исказили его, не только не привели к познанию божества, а напротив,
лишь уничтожили самое божество или, во всяком случае, сделали его
непознаваемым. Если нельзя отрицать бытие божие, то во всяком случае
несомненно, что нельзя признать того бога, которому поклоняются христиане и
который якобы открыт им — в своем поведении, своих велениях и свойствах — их
религией. Если не иметь никакого представления о боге — значит быть атеистом,
то христианскую теологию приходится рассматривать не иначе, как попытку
упразднить бытие высшего существа. Между христианскими богословами никогда не
было согласия по вопросу о доказательствах бытия божьего οηи честят
друг друга кличкой атеиста, так как их доказательства всегда различны. Очень
немногие христиане писали «а тему о бытии божьем, не навлекши на себя обвинения
в безбожии. Декарта, Клэрка, Паскаля, Арно, Никол я считали атеистами.
Объясняется это очень просто: совершенно невозможно доказать бытие того
престранного существа, в которое христианство превратило своего бога. Нам,
конечно, скажут, что у людей нет критериев для суждения о божестве, что ум их
слишком ограничен и не может составить себе представления о божестве. Но, в
таком случае, к чему эти бесконечные «рассуждения о божестве? Зачем придавать
ему качества, взаимно себя уничтожающие? Зачем рассказывать о нем сказки? Зачем
спорить и убивать друг друга из-за различного толкования побасенок о божестве?
Комментарии
Отправить комментарий