“БУДДИЗМ ВО СТО КРАТ РЕАЛСИТИЧНЕЕ ХРИСТИАНСТВА”. Ф. НИЦШЕ
Критик христианства глубоко благодарен индийским ученым
за то, что может теперь сравнивать... Буддизм во сто крат реалистичнее
христианства; у него в крови наследие объективной и хладнокровной постановки
проблем, он возник в итоге продолжавшегося сотни лет философского
движения; когда буддизм появился на
свет, с понятием «бог» уже успели покончить. Буддизм — это единственная во всей
истории настоящая позитивистская религия — даже и в своей теории познания
(строгом феноменализме); буддизм провозглашает уже не «борьбу с грехом», а
«борьбу со страданием», тем самым всецело признавая права действительности.
Буддизм глубоко отличается от христианства уже тем, что самообман моральных
понятий для него пройденный этап; на моем языке он — по ту сторону добра и зла...
Вот два психологических факта, на которых основывается и на которых
останавливает взгляд буддизм: это, во-первых, чрезмерная чувствительность,
выражающаяся в утонченной способности страдать, а затем — чрезмерная
духовность, следствие слишком долгого пребывания среди понятий, логических
процедур, от чего понес ущерб личный инстинкт и выиграло все безличное (то и
другое состояние по собственному опыту известно, как и мне, хотя бы некоторым
из моих читателей, а именно «объективным»). Как следствие таких физиологических
предпосылок, установилась депрессия — против нее Будда и принимает свои
гигиенические меры. Его средство — жить на природе, странствовать; быть
умеренным и ограничивать себя в пище; соблюдать осторожность в отношении любых spirituosa, а также любых аффектов, вызывающих разлитие желчи и
горячащих кровь; не заботиться ни о чем — ни о себе, ни о других. Он требует,
чтобы представления приносили покой или радовали дух, и изобретает способы, как
отвратить от себя все иное. Для Будды благо и доброта — то, что укрепляет
здоровье. И молитва, и аскетические упражнения исключены,— вообще никакого
категорического императива, никакого принуждения, даже и в монастырской общине
(всегда можно выйти из нее). Все подобное лишь усиливало бы чрезмерную
возбудимость. По той же причине он не требует бороться с инакомыслящими; ни
против чего так не восстает его учение, как против мстительности, антипатии,
Комментарии
Отправить комментарий