СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ''РЕЛИГИОЗНЫЙ ИНСТИКТ '' ?



Д.М.УГРИНОВИЧ
психолог-религиовед


XIX в. и в начале XX в. некоторые зарубежные психологи писали о существовании особого «религиозного инстинкта». Американский психолог Дж.Коу (1861–1951) считал, что религиозный инстинкт в той же мере присущ человеку, как и инстинкт воспроизведения рода[1], «Инстинктивистские» концепции в настоящее время не пользуются популярностью, ибо они обнаружили свою полную несостоятельность. Однако попытки давать натуралистические объяснения феноменам религиозной психики, т.е. искать истоки религиозности в физиологических процессах, существуют в зарубежной психологической и религиоведческой литературе и в настоящее время. Так, американский религиовед Р.В.Бэрхоу заявляет, что религиозные символы имеют особую генетическую, т.е. «биохимическую, основу, которая заложена в сложных структурах мозга и проявляется в сфере бессознательного[2].
Следует четко различать два вопроса: вопрос о существовании физиологических основ религиозных верований и переживаний, т.е. любых феноменов религиозного сознания, и вопрос о том, существуют ли физиологические структуры, центры или процессы, специфичные для верующих, т.е. существуют ли генетические, физиологические центры религиозной психики. Если на первый вопрос в полном согласии с материалистическими основами марксистской психологии мы отвечаем положительно, то научный ответ на второй вопрос может быть только отрицательным. Сейчас не только теоретически, но и экспериментально доказано, что никакие идеи, представления и верования не наследуются человеком генетически и, следовательно, нет никакого врожденного «религиозного инстинкта», «религиозного чувства» и т.п. Законы функционирования физиологических структур и процессов в коре головного мозга общи всем людям, независимо от их мировоззрения или отношения к религии, независимо от того, являются ли их представления о мире истинными или ложными.
Новейшие исследования о роли двух полушарий головного мозга в психической жизни личности, согласно которым левое полушарие управляет преимущественно логически-вербальной сферой человеческой психики, а правое — пространственно-образной сферой, не колеблют принципиальных положений, высказанных выше. Во-первых, у каждого здорового человека одновременно функционируют оба полушария и происходит постоянное диалектическое взаимодействие вербально-логической и пространственно-образной сфер. Во-вторых, религиозные верования включают не только образы и представления, но и словесно выраженные идеи, догматы и т.п., так что сводить религиозную психику только к наглядным образам было бы неправильно. Это, конечно, не исключает некоторых индивидуальных и групповых особенностей функционирования психики, при которых то или иное полушарие может доминировать и соответственно окрашивать психическую жизнь личности. Но ведь и среди религиозных людей имеются разные типы. Наряду с рассудочно-ортодоксальной религиозностью существует и религиозность эмоционально-образная, экстатическая, мистическая.

Итак, на уровне физиологии высшей нервной деятельности невозможно выявить психологические особенности верующих, отличающие их от неверующих.





[1] Readings in the Psychology of Religion. N.Y. — Nashville, 1959. p. 158.
[2] Changing Perspectives in the Scientific Study of Religion. N.Y. — L., 1974, p. 31.

Комментарии

Популярные сообщения